В свое время вопрос «почему у поезда стучат колеса по рельсам» стал причиной не одного десятка жарких дискуссий в вагонах дальнего странствия, и сломали не один пытливый ум. И каких только теорий на этот счет не было придумано. Но для начала нужно определить, что далеко не все поезда и не по всем рельсам стучат. Причина характерного стука лежит в особенности строения железных дорог. Ведь стандартная длина одного рельса составляет 25 метров. Из таких фрагментов выкладываются пути любой длины.

При этом место стыков остается подогнанным не плотно, из-за чего и возникает стук колес. Ведь диск сначала соскакивает с рельса, который закончился, а потом заскакивает на новый, и затем подобное действие повторяет следующий вагон.

Исходя из стандартной длины рельса по интенсивности стука можно вычислить скорость движения состава.

Например, бесшумно двигаются:

  • составы на магнитной подушке;
  • некоторые монорельсовые поезда;
  • локомотивы на бесшовных путях.

Можно ли сделать так, чтобы поезда двигались без стука?

Далеко не везде зазоры между рельсами такие же, как в СНГ. Причина в климате. Ведь при повышении температуры металл имеет свойство расширяться, а на холоде сужаться. При этом сделать переход более плавным невозможно, ввиду того что плотно подогнанные рельсы будут оказывать повышенное давление друг на друга и такая железная дорога быстро выйдет из строя или не удержит локомотив.

К тому же стандартная длина рельса обусловлена условиями литья и ковки чугуна, и позволяет более плавно прокладывать путь по пересечной местности, снижая затраты на производство путей и прокладку дороги.

Поэтому там, где климат более стабилен и зазоры между рельсами меньше, а соответственно и стук колес слабее или вообще отсутствует. И причина вовсе не в технологической оснастке «развитых стран», а в банальной температуре за окном.