Среди тех, кто часто путешествует на поездах, многие задавались вопросом, почему поезд перед началом движения сдает назад? Ведь никаких преград на пути нет и быть не может, да и локомотиву ничего не мешает двигаться вперед? На самом деле мешает. Максимальный вес, который может сдвинуть с места локомотив, вовсе не безграничен и он значительно ниже веса всех вагонов вместе взятых. Движение состава происходит только потому, что сила трения-качения гораздо ниже силы трения покоя.
Поэтому совершить резкий рывок с места локомотив просто не может - не хватит мощности преодолеть суммарное трение, действующее на каждую колесную пару каждого вагона.
Для этого же сцепление вагонов между собой спроектировано таким образом, чтобы оставлять определенный зазор. Он-то и помогает сдвинуть состав с места. Сдавая назад – машинист «сводит сцепление», уменьшая натяжение прицепного механизма. Затем, начиная путь, он сдвигает с места только первый вагон, и лишь когда он тронется и по инерции потянет за собой следующий, усиливает этот рывок. Получается что все время машинист «срывает» с тормоза только один из вагонов.
Механизм, почему поезд перед началом движения сдает назад, может не понадобиться, если мощности тепловоза вполне хватает для придания начального импульса составу. Так может происходить, если:
К тому же, поезд не будет сдавать назад, если у него в хвосте прицеплен еще один локомотив – он поможет снизить силу трения-покоя и сдвинуть состав с места. При неполном торможении и сохранении инерции вагонов сдавать назад тоже не понадобится, как и экстренной остановке.