Среди тех, кто часто путешествует на поездах, многие задавались вопросом, почему поезд перед началом движения сдает назад? Ведь никаких преград на пути нет и быть не может, да и локомотиву ничего не мешает двигаться вперед? На самом деле мешает. Максимальный вес, который может сдвинуть с места локомотив, вовсе не безграничен и он значительно ниже веса всех вагонов вместе взятых. Движение состава происходит только потому, что сила трения-качения гораздо ниже силы трения покоя.

Поэтому совершить резкий рывок с места локомотив просто не может - не хватит мощности преодолеть суммарное трение, действующее на каждую колесную пару каждого вагона.

Для этого же сцепление вагонов между собой спроектировано таким образом, чтобы оставлять определенный зазор. Он-то и помогает сдвинуть состав с места. Сдавая назад – машинист «сводит сцепление», уменьшая натяжение прицепного механизма. Затем, начиная путь, он сдвигает с места только первый вагон, и лишь когда он тронется и по инерции потянет за собой следующий, усиливает этот рывок. Получается что все время машинист «срывает» с тормоза только один из вагонов.

Могут ли поезда не сдавать назад?

Механизм, почему поезд перед началом движения сдает назад, может не понадобиться, если мощности тепловоза вполне хватает для придания начального импульса составу. Так может происходить, если:

  • тепловоз используется без вагонов;
  • состав имеет всего несколько сцеплений;
  • в поезде используется дополнительный локомотив, моторные вагоны.

К тому же, поезд не будет сдавать назад, если у него в хвосте прицеплен еще один локомотив – он поможет снизить силу трения-покоя и сдвинуть состав с места. При неполном торможении и сохранении инерции вагонов сдавать назад тоже не понадобится, как и экстренной остановке.